Классификация, виды и отличия дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Основные узлы и механизмы автомобиля их характерные повреждения при дтп
Поисково -спасательные работы на авиационном транспорте — Мегаобучалка
Учебно-методический центр по гражданской обороне и
Чрезвычайным ситуациям г. Нижнекамск
__
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА № 11
Виды транспорта. Основные узлы, механизмы автомобилей, их характерные повреждения при ДТП
Г. Нижнекамск
Год
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА № 11:
Виды транспорта. Основные узлы,
Механизмы автомобилей, их характерные повреждения при ДТП
Г. Нижнекамск
Учебно-методический центр по гражданской обороне и
Чрезвычайным ситуациям г. Нижнекамск
__
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА № 11
Виды транспорта. Основные узлы, механизмы автомобилей, их характерные повреждения при ДТП
Методическая разработка
Обсуждена и одобрена
На методическом совещании
УМЦ по ГО и ЧС
Г. Нижнекамска
Протокол № ________
От “____”_________ 2004 г.
Г. Нижнекамск
Год
Учебные цели :
Обучить приемам ведения поисково-спасательных работ при ДТП.
Время : 2 часа.
Метод проведения : Лекция.
Место: класс.
Учебные вопросы и расчет времени :
Вводная часть:
Проверка подготовленности обучаемых - 5 мин.
Основная часть (изучение вопросов темы):
1. Виды транспорта. Основные узлы, механизмы автомобилей, их характерные повреждения при ДТП. - 40 мин.
2. оценка последствий аварий на транспортных средствах. Основные технологии ведения ПСР при ДТП. - 40 мин.
Заключение :
Подведение итогов занятия - 5 мин.
Литература и методические пособия :
1. Учебник спасателя: Под общей ред. Ю. Л. Воробьева. -М., 1997.-520с.
Материальное обеспечение:
Плакаты, схемы.
Методические рекомендации :
В начале занятия преподаватель объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы занятия, которые надлежит усвоить и порядок их обработки.
Затем руководитель занятия переходит к изложению материала темы согласно поставленных вопросов в данной разработке.
В ходе всего занятия преподаватель организует обмен мнениями, добиваясь правильных ответов.
Занятие заканчивается подведением итогов, на которое следует отвести от 2 до 5 минут учебного времени.
Вопрос 1. Виды транспорта. Основные узлы, механизмы автомобилей, их характерные повреждения при ДТП.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ
Поисково -спасательные работы на авиационном транспорте
В воздушном пространстве Земли постоянно находятся тысячи летательных аппаратов (самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары, дельтапланы) Они перевозят пассажиров, грузы, выполняют научные, военные и специальные задания Ежегодная статистика свидетельствует о том, что и^ на авиатранспорте исчисляются тысячами случаев
Так в 1996 г в мире число людей погибших в авиакатастрофах, оказалось самым высоким за последние 10 лет и составило 1187 человек без учета погибших в результате терактов и в катастрофах самолетов советского производства
В России 1996 г также прошел под знаком авиакатастроф Только крупных было 18, в них погибли 249 человек
Особенность возникновения и развития ЧС на авиатранспорте заключается в высоких скоростях передвижения авиасредств, наличии на их борту больного количества горючих и взрывоопасных веществ, нахождении людей в замкнутом пространстве салонов, отсутствии эффективных мер воздействия на воздушное судно, терпящее бедствие Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе, и пожар Причинами ЧС в авиации становятся взрывы, пожары, сходы со взлетно-посадочной полосы, падения воздушных судов
Безопасность полетов обеспечивается:
- строгой регламентацией проектирования, постройки, испытания и сертификации воздушных судов, авиационных двигателей и оборудования,
- полным перечнем технических требований и нормативов к характеристикам воздушных судов, их элементам, системам, агрегатам и оборудованию,
- системой технической эксплуатации воздушных судов с перечнем обязательных правил по их подготовке и обслуживанию,
- техническими требованиями и нормативами к аэропортам, аэродромам, воздушным трассам,
- правилами организации управления воздушным движением,
- порядком работы метеослужб, обеспечивающих авиадвижение;
- системой расследования авиапроисшествий.
Несмотря на постоянную работу по снижению ЧС на авиатранспорте, аварии и катастрофы с воздушными судами нередки Они возникают на стоянке, при взлете в крейсерском полете, при заходе на посадку при посадке
Основная часть ЧС на авиатранспорте (около 80%) происходит в районе аэропорта (стоянка, взлет, заход на посадку, посадка) Проведение здесь аварийно-спасательных работ осуществляют аварийно-спасательные команды (АСК) в которую входят расчеты от каждой служб диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции, АСС После получения информации об аварии на воздушном судне АСК обязаны немедленно приступить к работе Число жертв авиакатастрофы находится в прямой зависимости от степени разрушения воздушного судна теплового поражения и удушья при пожаре от травмирования людей покидающих борт через высоко расположенные люки от организованности и слаженности действий пассажиров, экипажа спасателей Оперативному проведению аварийно-спасательных работ мешает паника, которая может сделать эвакуацию вообще невозможной.
Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС на авиатранспорте связаны именно с эвакуацией Эвакуационные возможности воздушных судов различного класса отличаются друг от друга Они зависят от компоновки салонов, количества пассажиров наличия запасных и аварийных выходов, времени подготовки их к работе Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае ЧС на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд В аварийной ситуации все основные служебные, запасные двери должны использоваться для эвакуации людей Она может осуществляться через разломы в фюзеляже специальные люки сделанные спасателями грузовые люки форточки в кабине экипажа Конструкции замков аварийных выходов обеспечивают возможность их открытия как изнутри салона так и снаружи Изнутри выходы открывают члены экипажа или пассажиры Снаружи эту работу выполняют спасатели Они подгоняют к аварийному выходу передвижной трап специальное автотранспортное средство навешивают веревочные системы Рукоятки замков на аварийных выходах устроены просто они заметны и не требуют больших усилий при открывании
Иногда деформация фюзеляжа и высокая температура возникающая вследствие пожара приводят к заклиниванию дверей и люков В этих случаях спасатели приступают к вскрытию фюзеляжа Места вскрытия не могут быть произвольными, поскольку по всей длине фюзеляжа проложены электропровода и трубопроводы гидросистемы высокого давления Их повреждение может привести к дополнительным сложностям Оптимальные места вскрытия отмечены на фюзеляже уголками желтого цвета на белом фоне Вскрытие должно производиться с использованием дисковых пил электрошлифовальных машин, специальных кусачек и топоров Эти работы необходимо производить быстро и с соблюдением всех мер предосторожности
Эвакуация пассажиров и членов экипажа с борта воздушного судна при ЧС может осуществляться с использованием передвижных трапов приставных и пожарных лестниц, корпусов крупных автомобилей веревочных систем
В самом воздушном судне около выхода также находятся специальные средства для эвакуации надувные трапы матерчатые желоба спасательные канаты Надувные трапы ТН-2 размещаются под люком пола перед входной дверью (Ил-62) или на откидной платформе (Ту-154) трап ТН-3 - на откидной платформе у передней входной двери Для приведения надувного трапа ТН-2 (ТН-3) в рабочее положение необходимо открыть аварийную дверь люк в полу (Ил-62) вынуть трап и закрепить люк На Ту-154 и Ту-134 нужно откинуть платформу с закрепленным на ней трапом на полу перед аварийным выходом проверить, не заломился или не перекрутился ли соединительный шланг привернутый к трапу и баллону с двуокисью углерода, и вытолкнуть трап с чехлом за борт судна. Одновременно следует выдернуть тросиком шпильки из штырей чехла. При этом чехол раскроется и трап вывалится из него. Если при сильном ветре трап, после того, как его вытолкнули, завернется под фюзеляж, то его необходимо оттянуть за нижний конец от самолета. После выправления трапа нужно сильно повернуть рукоятку вентиля баллона с двуокисью углерода. Трап заполняется газом за 10-12 с и занимает рабочее положение под углом 45-50° от самолета к земле. Допускается одновременно спускать по трапам ТН-2 и ТН-3 не более 2 человек. Пропускная способность одного надувного трапа - 100 человек за 2,5-3,0 минуты.
Рис.__. Пути эвакуации пассажиров с борта самолета
Матерчатые желоба, как правило, находятся около выходов с правой стороны фюзеляжа: на Ил-62 - под люком пола, на Ту-154 - на багажной полке вблизи выхода, на Ту-134А - в гардеробе экипажа. Матерчатый желоб-лоток предназначен для спуска людей на землю при экстренной эвакуации через служебные и запасные выходы. Он изготовлен из материала "плащ-палатка чехольная" с комбинированной пропиткой. После открытия двери (люка) надо извлечь желоб из чехла и вставить крючки желоба в верхнюю и нижнюю части двери. Выбросив желоб на землю, полотнище растягивают на 4-5 м от воздушного судна. Удерживая за 2 (Ту-134) или 4 (Ту-154) петли, спускают пассажиров вниз. Допускается одновременно спускать по матерчатому желобу не более 1 человека при его обязательной страховке.
Над каждым аварийным выходом, а также над форточкой в кабине экипажа или люками имеются спасательные канаты, закрепленные к кронштейну фюзеляжа. Открыв форточку или люк, канат выбрасывают наружу.
Рис. ___. Покидание пассажирами аварийного воздушного судна:
а - по надувному трапу; б - по брезентовому желобу
На Ил-86 и Як-42 для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа есть аварийные двери со встроенными в них надувными трапами. В процессе аварийного открывания двери происходят автоматический выброс из контейнера надувного трапа и наполнение его воздухом из баллона.
На Ил-86 - трап двухдорожечный, одновременно могут покидать воздушное судно и находиться на трапе 4 человека. На Як-42 - трап однодорожечный, одновременно на трапе могут находиться 2 человека.
При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей и только потом - всех остальных Нельзя эвакуировать людей по поврежденному надувному трапу или желобу, или же при других опасных факторах, угрожающих их жизни и здоровью.
Пассажиров, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих тяжелые телесные повреждения, осторожно выносят на носилках, брезенте, щитах и опускают на землю с помощью веревок
После окончания эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах и кабине экипажа, а также кухни, гардеробы, санитарно-гигиенические и багажные помещения, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту. Если есть сведения о числе пассажиров и составе экипажа, то их сопоставляют с данными о спасенных и, при расхождениях, продолжают поиски до обнаружения пострадавших Особую опасность представляют собой авиационные происшествия, сопровождающиеся пожаром. Этому способствуют:
- наличие на борту авиационного топлива и других горючих жидкостей,
- применение в качестве декоративно-отделочных и материалов конструкций пассажирских салонов легковоспламеняющихся и горючих материалов, обладающих значительной скоростью сгорания, высокой дымообразующей способностью и выделяющих высокотоксичные продукты неполного сгорания;
- малая огнестойкость обшивки фюзеляжа, приводящая при возгорании разлитого вокруг воздушного судна авиационного топлива к быстрому прогару корпуса и проникновению огня внутрь салонов.
Пожары внутри пассажирских салонов относятся к пожарам в замкнутых объемах. Для них характерны большая плотность задымления, малый размер зоны горения, высокий температурный градиент по высоте помещения и малая (по сравнению с наружными пожарами) температура пожара, а также наличие в продуктах сгорания значительных концентраций высокотоксичных веществ. Пожар в пассажирских салонах может возникнуть вследствие аварий, неосторожного обращения с огнем, замыкания электропроводки, провоза пассажирами огнеопасных веществ и др.
Одной из основных причин поражения людей внутри салонов при пожарах является отравление продуктами горения. Через 2-3 мин после распространения огня двуокись углерода в салонах достигает смертельной концентрации. Температура воздуха резко нарастает по высоте салона: если на уровне пола она составляет 50° С, то на высоте 1,3-1,5 м от пола уже 250° С.
В этих условиях помочь пассажирам эвакуироваться могут только быстрые и согласованные действия спасателей.
Тушение пожара внутри салонов, спасение пассажиров и экипажа начинаются со вскрытия дверей, надкрыльных люков и обшивки фюзеляжа, проникновения спасателей внутрь аварийного судна. При вскрытии фюзеляжа увеличивается интенсивность горения, резко нарастают объем пространства, охваченного пламенем, и температура огня.
Спасатели должны быть оснащены индивидуальными средствами тепловой и газодымной защиты, рабочей рукавной линией, заполненной раствором пенообразввателя, и перекрывным стволом (РС-Б, РСК-50, КР-Б с насадкой НРГ-5 и т.д.).
Рис. ___. Тушение полира в самолете
Наличие в салонах большого количества плотного дыма и токсичных веществ значительно затрудняет положение как пострадавших, так и самих спасателей Поэтому спасатели должны согласованно действовать в условиях ограниченной видимости, повышенных концентраций токсичных веществ и значительных температур
Поскольку при пожаре внутри воздушного судна резко, как уже говорилось, нарастает температура по высоте пассажирских салонов, то спасатели должны в начальной стадии тушения, пока не будет снижена среднеобъемная температура, работать пригнувшись, охлаждая верхний высокотемпературный слой воздушного объема пассажирского салона
При действиях в задымленной атмосфере один спасатель должен находиться снаружи фюзеляжа и иметь те же средства защиты, что и спасатели, работающие внутри судна В его обязанности входит поддержание постоянной связи со спасателями, находящимися в задымленных салонах, оказание немедленной помощи как пострадавшим, так и, при необходимости, другим спасателям
При пожарах внутри пассажирских салонов создается настолько сложная и опасная для жизни людей обстановка, что спасение их становится возможным только при немедленной эвакуации Она должна осуществляться одновременно с тушением пожара, причем через все двери, отверстия и люки, предпочтительно с наветренной стороны Вскрытие фюзеляжа целесообразнее всего начинать с дверей, так как у них пропускная способность выше, чем у отверстий, проделанных в обшивке Этими отверстиями следует воспользоваться, когда эвакуация через двери невозможна
Некоторые авиакатастрофы происходят не в зоне аэропорта что вызывает необходимость организации и оперативного проведения поиска воздушного судна Поисково-спасательные работы организуются в случаях
- получения сигнала бедствия с борта воздушного судна,
- если в течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует,
- если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась,
- если при полете по трассе потеряна связь с экипажем судна и его местонахождение в течение 20 мин установить не удалось, а также во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.
Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами При необходимости могут быть задействованы средства международной космической системы поиска терпящих бедствие воздушных и морских судов "КОСПАС-САРСАТ"
Поиск воздушных судов, потерпевших бедствие, поисковыми самолетами производится с применением радиотехнических средств (поисковая радиопеленгаторная аппаратура, радиолокационная станция, имеющая поисковую спецприставку, бортовые УКВ-радиостанции) следующими методами "гребенка", "параллельное галсирование", 'заданный маршрут", "расширяющийся квадрат'
Рис. __. Способы поиска пострадавших с использованием воздушного судна: | |
![]() | а - гребенка, |
![]() | б - параллельное галсирование; |
![]() | в - расширяющийся квадрат |
При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств. Если осуществить посадку поисковых воздушных судов невозможно, то поисково-спасательный отряд (ПСО) и необходимое для работы оборудование десантируются на место проведения ПСР.
После высадки ПСО немедленно приступает к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние. От спасателей требуется не только спасти людей, но и создать им необходимые бытовые условия, защищающие их от непогоды, оказать им первую помощь. Необходимо также успокоить людей и предотвратить панику.
В случае труднодоступности района бедствия спасатели разворачивают временный лагерь с необходимой системой жизнеобеспечения.
Если пассажирам и экипажу необходима немедленная и серьезная медицинская помощь, а возможности доставить их в лечебное учреждение нет, то в районе бедствия разворачивается временный полевой госпиталь.
Особенностью проведения спасательных работ в полевых условиях является отсутствие на начальных этапах мощной специальной техники. Поэтому требования к действиям спасателей повышаются.
Обстоятельства на месте нахождения потерпевшего бедствие воздушного судна могут сложиться так, что у спасателей не будет возможности использовать механизированный инструмент; тогда вскрытие фюзеляжа производится ручным инструментом (топор, лом, кувалда, лопата и др.).
Если во время аварийной посадки воздушного судна в удаленности от аэропорта и населенных пунктов на его борту вспыхнет пожар, то даже по прибытии на место бедствия потушить пламя переносными противопожарными средствами вряд ли удастся. В этом случае число спасенных пассажиров будет зависеть только от оперативности проведения эвакуации. Если воздушное судно при аварийной посадке устояло на шасси и нет времени на развертывание бортовых аварийно-спасательных средств, то пассажиров через запасные двери нужно выводить на поверхность крыльев, а затем немедленно, с помощью веревок и канатов, опускать на землю, при этом страхуя их. После этого следует отвести людей на безопасное расстояние. Спасательные работы прекращаются только после эвакуации всех людей, находившихся на борту воздушного судна. Затем, если возможно, приступают к спасению самого воздушного судна и перевозимых им грузов.
Аварийная посадка может производиться и на водную поверхность. При сохранении целости воздушное судно обладает достаточной плавучестью, чтобы можно было успеть спасти людей. При наличии опасности поступления воды через входные двери при их открывании, эвакуация пассажиров и членов экипажа проводится через запасные выходы (если они находятся выше уровня воды) или верхние люки (астролюки) и форточку в кабине экипажа. При эвакуации также используются спасательные катера, пришвартовывающиеся к воздушному судну.
При большой удаленности места аварийной посадки от берега для спасения людей используется авиационная техника (вертолеты, гидропланы, экранопланы). Допустим также спуск на воду надувных плотов, если возможностей авиационных спасательных средств недостаточно для полной эвакуации.
Воздушное судно при аварийной посадке на воду может затонуть целиком или, при его развале, по частям. В затонувшем воздушном судне остается запас воздуха, которого пассажирам и членам экипажа должно хватить на некоторое время. Тогда к спасению людей привлекаются специальные водолазные команды, имеющие соответствующую подготовку для ведения ПСР. Если место нахождения затонувшего воздушного судна известно лишь приблизительно, то водолазы используют плавучие буи для отметки исследованных районов. При проведении ПСР на затонувшем воздушном судне вскрывать его фюзеляж следует в таком месте, чтобы воздух, сохранившийся в салонах, не улетучился.
После вывода из зоны бедствия пострадавших нужно приступить к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Только после этого начинаются работы по спасению воздушного судна и перевозимых им грузов. Исключение составляют случаи, когда грузы имеют большую материальную и художественную ценность, а также опасные грузы (взрывчатые и радиоактивные вещества, СДЯВ и др.). В таких случаях спасение людей и грузов проводится одновременно.
При некоторых авиационных катастрофах все находившиеся на борту воздушного судна погибают. На месте таких катастроф работа спасателей сводится к поиску останков погибших, фрагментов воздушного судна и "черных ящиков" для воссоздания картины развития ЧС.
megaobuchalka.ru
Механизм повреждений
По механизму повреждений на первом месте стоят сочетанные травмы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями - ДТП (дорожно-транспортные и железнодорожные аварии, наезды на пешеходов), на втором месте травмы от падения с высоты (главным образом, суициды) - 25%, производственные и другие травмы составляют 5%. Поэтому тяжелые дорожно-транспортные травмы вполне закономерно на 80% можно отождествлять с сочетанными травмами, и снизить тяжесть последствий ДТП можно только в результате улучшения оказания помощи при сочетанных травмах.Механизмы повреждений при автомобильных травмах достаточно разнообразны, их можно разделить на несколько групп. Прежде всего это травмы пешеходов и внутриавтомобильные травмы водителя и пассажиров автомашины. Основным фактором, определяющим тяжесть травмы, является скорость автомобиля. При скорости менее 24 км/ч, как правило, не бывает травм со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда автомобиль переезжает туловище человека. При лобовом столкновении автомашин, двигающихся со скоростью 100 км/ч и более, в живых не остается никого. Частота различных видов дорожно-транспортных происшествий представлена в табл. 1-1.
Вид ДТП | Частота, % |
1. Наезд на пешехода | 32,7 |
2. Внутриавтомобильные травмы: столкновения опрокидывание наезд на препятствие (столб, стоящий транспорт) | 63,6 32,3 12,1 19,2 |
3. Прочие | 3,7 |
Итого... | 100 |
Множественность повреждений при автодорожных травмах обусловлена высокой энергией (скоростью и массой) ранящего снаряда (автомобиля) и многофазностью (по А.А. Солохину) наносимых повреждений. При наезде автомобиля на пешехода последний получает переломы нижних конечностей и таза, затем его отбрасывает на капот и лобовое стекло, в результате чего он получает повреждение черепа и грудной клетки. В следующую фазу пострадавший падает с автомобиля, так как водитель резко замедляет движение или останавливается, а пострадавший продолжает движение по инерции. При этом тело человека ударяется с большой силой о мостовую или (реже) какие-либо выступающие предметы. В условиях города это припаркованные автомобили и столбы освещения. К повреждениям нижнейполовины тела добавляются переломы верхних конечностей, травмы черепа, грудной клетки и брюшной полости. Полученные в 1-й фазе повреждения усиливаются.
При ударе боковой частью автомобиля (по касательной) пешехода отбрасывает на мостовую и он получает травмы нижних конечностей, головного мозга и грудной клетки. У женщин характерны отслойки кожи и клетчатки в области бедер и ягодиц с образованием обширных надфасциальных гематом. У умерших от повреждений нижних конечностей и таза мы наблюдали отслойку в 56,3% случаев. Для внутриавтомобильных травм характерны сочетание черепно-мозговой и челюстно-лицевой травмы вследствие удара головой и лицом о приборную панель автомобиля, двусторонние множественные переломы ребер вследствие удара о рулевую колонку, сложные переломы нижних конечностей, вертлужной впадины, разрывы сочленений таза и переломы тазовых костей. Переломы нижних конечностей часто отличаются особой тяжестью с разрушением на большом протяжении диафиза бедра, метафизов бедра и голени. Переломы голени также многооскольчатые и нередко являются открытыми.
Причиной этого является сильный удар одновременно со скручиванием и сдвигом конечности пассажира или водителя, которая фиксирована деталями салона автомобиля, в отличие от удара автомобиля по ногам пешехода. В последнем случае сила удара уменьшается за счет отбрасывания пешехода, а силы скручивания образуются только при вращении туловища пострадавшего.
При внутриавтомобильных травмах может быть и двухфазный механизм в тех случаях, когда водитель и пассажиры не фиксированы ремнями безопасности. При резком торможении автомобиля (наезд на препятствие), двигающегося с большой скоростью, пассажир буквально вылетает через лобовое стекло, получая множественные травмы при ударе о мостовую.
Приводим наблюдение.
В 2002 г. к нам обратился пациент с последствиями политравмы — вывихом стернального конца ключицы и отрывом обеих ягодичных мышц. Травму получил за полгода до этого, находясь в командировке в Тюменской области. Он сидел пассажиром на переднем сиденье автомобиля «Волга», двигающегося со скоростью более 100 км/ч. На скользкой дороге водитель не справился с управлением, выскочил на обочину и врезался в пень. Пострадавший вылетел через лобовое стекло и, пролетев 10,5 м (по данным осмотра ГИБДД), упал на шоссе, проехав на спине еще около 5 м, в результате чего получил множественные переломы ребер с разрывом печени, переломом таза,вывих ключицы, сотрясение головного мозга. В ближайшей больнице были сделаны лапаротомия и ушивание разрывов печени. После срастания переломов ребер, лонной и седалищной костей был выписан и уехал в Москву.
Во время обращения беспокоили боли в области ягодиц в момент перехода в сидячее положение. Пациент был вынужден приподнимать кверху обе ягодицы руками, чтобы сесть. При осмотре отмечались смещение обеих ягодичных складок книзу, уплощение ягодиц. Отведение, сгибание и ротация бедер не нарушены. Флюктуация не ощущалась. Оперирован 12.03.03 в положении на животе (В.А. Соколов). Разрезом слева параллельно гребню подвздошной кости рассечены кожа, клетчатка, фасция. Ягодичная мышца оказалась цела. После ее рассечения обнаружена огромная сообщающаяся полость под обеими ягодичными мышцами, дном которой были обе подвздошные кости и крестец. Полость была заполнена сукровичной жидкостью общим объемом приблизительно 1300 мл. Полость дренирована, рана ушита. Выздоровление. Такая обширная отслойка мышц образовалась в момент удара ягодицами о шоссейное покрытие с одновременным скольжением по поверхности шоссе. У пациента была слабо выражена подкожная клетчатка, и он был в плотных брюках, поэтому произошла отслойка ягодичных мышц от подвздошных костей, а не кожи и подкожной клетчатки.
Повреждения позвоночника возникают от удара частями автомобиля по спине соответственно месту применения силы и в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночника в отдалении от места удара. При прямом ударе повреждаются остистые отростки, дужки и тела грудных поясничных позвонков, при сгибании возникают компрессионные переломы тел позвонков, разрывы межпозвонковых дисков и связок одного или нескольких смежных позвонков.
Травмы от сгибания и разгибания позвоночника характерны для шейного отдела, который отличается большой подвижностью. При ударе по поверхности туловища и конечностей происходит резкое сгибание шеи, вследствие чего возникают разрыв связок задней поверхности позвоночника и сдавление межпозвонкового диска и тел позвоночника спереди. Малоустойчивая губчатая ткань тел двух смежных позвонков клиновидно сплющивается. Межпозвонковый диск и тело вышележащего позвонка смещаются кпереди, образуя вывих позвонка, вызывая повреждение оболочек и спинного мозга под действием удара, приложенного по задней поверхности туловища, происходят запрокидывание головы и переразгибание шейного отдела позвоночника.
Такая ситуация возникает при наезде сзади на стоящий автомобиль, особенно при большой скорости и массе заднего автомобиля. На передней поверхности шейного отдела позвоночника происходит растяжение атлантозатылочной мембраны, продольной связки, мышц и межпозвонковых дисков, на задней — сжатие тел позвонков, их дужек с подвывихом вышележащего позвонка кзади. При этом механизме возможны переломы зубовидного отростка II шейного позвонка, а также кольцевидные переломы основания черепа в задней его ямке.
Из внутренних органов груди и живота наиболее уязвимыми при автомобильных травмах являются паренхиматозные органы (легкие, печень, селезенка, почки). В подавляющем большинстве случаев отмечается прямой механизм травмы. Вначале ломаются ребра и отломки ребер прокалывают и разрывают ткань легкого и мелкие бронхи. Воздух поступает в плевральную полость. Легкое спадается, образуется пневмоторакс. Источником кровотечения в плевральную полость в подавляющем большинстве случаев являются межреберные сосуды, которые повреждаются отломками ребер. Излившаяся кровь также сдавливает легкое, образуя гемоторакс. Печень и селезенка повреждаются вследствие прямого удара частями салона автомобиля, но при большой скорости столкновения может действовать непрямой механизм повреждения, поскольку в момент остановки внутренние органы в силу своей подвижности по отношению к скелету некоторое время еще перемещаются по инерции. В результате происходит перерастяжение подвешивающих связок внутренних органов с разрывом последних в зоне прикрепления связок. Разрывы грудного отдела аорты, например, в подавляющем большинстве случаев происходят в области прикрепления артериальной связки (нисходящая часть аорты).
При разрывах полых органов важное значение имеют степень их наполнения и действие гидродинамической силы, поэтому разрывается наполненный мочевой пузырь, а пустой повреждается крайне редко.
Если автомобиль опрокидывается, то наиболее часто возникают Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) различной тяжести, повреждения шейного отдела и других отделов позвоночника, грудной клетки, живота, таза и нижних конечностей.
В связи с особой тяжестью автотранспортных травм и их характерным механизмом на протяжении 50 лет постоянно усовершенствуются меры пассивной и активной безопасности автомобиля. К пассивным мерам относятся конструкторские усовершенствования по укреплению корпуса автомобиля с целью противодействия его деформации при столкновении, закреплению тех частей двигателя, которые могут попасть в салон автомобиля, созданию должной обтекаемости кузова автомобиля, чтобы меньше травмировать пешеходов, и т.д.
Активная безопасность автомобиля осуществляется при помощи ремней безопасности, подголовников и воздушных мешков.
Ремни безопасности снижают частоту тяжелых травм на 20—30%. Они фиксируют туловище водителя и пассажиров, благодаря чему снижается количество черепно-мозговых и челюстно-лицевых травм, почти полностью исключаются травмы рулевой колонкой. Ремни безопасности незаменимы при опрокидывании автомобиля, особенно многократном.
Высокие подголовники оберегают шейный отдел позвоночника, препятствуя его переразгибанию в момент удара сзади. Количество тяжелых травм шейного отдела позвоночника, повреждений спинного мозга значительно снижается.
Воздушные мешки автоматически раздуваются в момент столкновения автомобиля с другим автомобилем или препятствием и предохраняют переднюю часть тела, лицо и голову от повреждений.
Механизм множественных и сочетанных повреждений при падении с высоты больше роста человека (кататравмы) отличается от механизма дорожно-транспортных травм. Тяжесть повреждений зависит от высоты, исходной массы пострадавшего, положения его тела в момент удара о землю, плотности поверхности земли.
Падение с высоты выше 6-го этажа (20 м), безусловно, смертельно, если оно не замедляется в результате падения пострадавшего на ветки дерева, глубокий сугроб, козырек над балконом и т.п. Большинство падений с высоты происходит в результате суицидальных действий, реже - в состоянии опьянения при попытке проникнуть в запертую квартиру через балкон.
Характерными повреждениями являются переломы нижних конечностей, сочетающиеся с компрессионными переломами поясничного и нижнегрудного отделов позвоночника при приземлении на ноги, переломы таза, ребер с повреждением печени или селезенки при приземлении на бок, переломы черепа с повреждением головного мозга, шейного и верхнегрудного отдела позвоночника, если пострадавший падает вниз головой.
Наиболее типичны переломы тел нижнегрудных и поясничных позвонков в сочетании с переломами обеих пяточных костей. Эти повреждения в любом случае необходимо исключить или подтвердить в случае кататравмы.
Производственные травмы, как причина сочетанных повреждений, составляют около 5%. Они вызываются придавливанием тяжелыми предметами (например, бетонной плитой на стройке), затягиваниемв движущиеся механизмы станков, когда повреждаются верхние конечности, грудная клетка, череп.
Наезд производственного и служебного автотранспорта во время работы относится к ДТП и по последствиям не отличается от обычных уличных травм. Равным образом падения с высоты на стройках не имеют существенных отличий от таковых вследствие бытовых травм, хотя ЧМТ бывают менее тяжелыми, если на пострадавшем надета защитная каска.
Рельсовые травмы как причина сочетанных травм наблюдаются в 2—3% случаев вследствие наезда железнодорожного транспорта, поездов метро, трамваев. Обычно ведущими являются травматические ампутации крупных сегментов конечностей с повреждением головного мозга, грудной клетки, живота, таза. Нередко рельсовые травмы возникают в результате суицидов или криминальных действий.
Последние 10—15 лет резко возросло количество сочетанных и множественных травм вследствие криминальных действий. К ним относятся избиения, множественные огнестрельные ранения туловища головы и конечностей. Для избиений характерны множественные осложненные переломы ребер в сочетании с переломами лицевого скелета и свода черепа, тупая травма внутренних органов живота. Варианты множественных огнестрельных ранений могут быть самыми разнообразными.
Сочетанные травмы являются основными при массовых несчастных случаях и катастрофах. В Российской Федерации ежегодно происходит от 800 до 1400 ДТП с особо тяжкими последствиями, когда число погибших составляет 5 и более человек, а число пострадавших — 10 и более. Эти ДТП вызывают большой общественный резонанс и очень болезненно воспринимаются населением.
В.А. Соколов Множественные и сочетанные травмы
medbe.ru
Транспортно-трасологическая экспертиза | ООО НЭУ «СудЭксперт»
Транспортно-трасологическая экспертиза следов повреждений изучает закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.
В ООО НЭУ «СудЭксперт» проводятся трасологические экспертизы в целях установления обстоятельств, определяющих процесс взаимодействия транспортных средств при контакте. При этом решаются следующие основные задачи:
- установление угла взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения
- определение точки первоначального контакта на транспортном средстве
- установление направления линии столкновения (направление ударного импульса или относительной скорости сближения)
- определение угла столкновения (угол между направлениями векторов скоростей автомобилей перед столкновением)
- опровержение или подтверждение контактно-следового взаимодействия транспортных средств
В процессе следового взаимодействия оба участвующих в нем объекта нередко подвергаются изменениям, становятся носителями следов. Поэтому объекты следообразования подразделяются на воспринимающий и образующий в отношении каждого следа. Механическая сила, определяющая взаимное перемещение и взаимодействие объектов, участвующих в следообразовании, называется следообразующей (деформирующей).
Непосредственное соприкосновение образующего и воспринимающего объектов в процессе их взаимодействия, ведущее к появлению следа, называют следовым контактом. Соприкасающиеся участки поверхностей называют контактирующими. Различают следовой контакт в одной точке и контакт множества точек, располагающихся по линии или по плоскости.
Какие существуют виды повреждений транспортных средств?
Видимый след — след, который может быть непосредственно воспринят зрением. К видимым относятся все поверхностные и вдавленные следы;Вмятина — повреждения различной формы и размеров, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, которая появляется вследствие остаточной деформации;Деформация — изменение формы или размеров физического тела или его частей под действием внешних сил;Задиры — следы скольжения с приподнятостью кусочков и части следовоспринимающей поверхности;Наслоение — результат перенесения материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого;Отслоение — отделение частиц, кусочков, слоев вещества с поверхности транспортного средства;Пробой — сквозное повреждение шины, образующееся от внедрения в нее постороннего предмета, размером более 10 мм;Прокол — сквозное повреждение шины, образующееся от внедрения в нее постороннего предмета, размером до 10 мм;Разрыв — повреждение неправильной формы с неровными краями;Царапина — неглубокое поверхностное повреждение, длина которого больше его ширины.
Транспортные средства оставляют следы, воздействуя на воспринимающий объект давлением или трением. Когда следообразующая сила направлена по нормали к следовоспринимающей поверхности, заметно преобладает давление. Когда следообразующая сила имеет тангенциальную направленность, — доминирует трение. При контактировании транспортных средств и других объектов в процессе дорожно-транспортного происшествия вследствие различных по силе и направленности ударов возникают следы (трассы), которые подразделяются на: первичные и вторичные, объемные и поверхностные, статические (вмятины, пробоины) и динамические (царапины, разрезы). Комбинированные следы представляют собой вмятины, переходящие в следы скольжения (встречаются чаще), либо наоборот, следы скольжения, заканчивающиеся вмятиной. В процессе следообразования возникают так называемые «парные следы», например, следу наслоения на одном из транспортных средств соответствует парный след отслоения на другом.
Первичные следы — следы, возникшие в процессе первичного, начального контакта транспортных средств между собой или транспортных средств с различными преградами. Вторичные следы — следы, появившиеся в процессе дальнейшего смещения и деформации вступивших в следовое взаимодействие объектов.
Объемные и поверхностные следы формируются благодаря физическому воздействию образующего объекта на воспринимающий. В объемном следе признаки образующего объекта, в частности, выступающие и углубленные детали рельефа, получают трехмерное отображение. В поверхностном следе имеется лишь плоскостное, двухмерное отображение одной из поверхностей транспортного средства или выступающих его деталей.
Статические следы образуются в процессе следового контакта, когда одни и те же точки образующего объекта воздействуют на одни и те же точки воспринимающего. Точечное отображение наблюдается при условии, что в момент следообразования образующий объект перемещался в основном по нормали относительно плоскости следа.
Динамические следы образуются, когда каждая из точек поверхности транспортного средства последовательно воздействует на ряд точек воспринимающего объекта. Точки образующего объекта получают так называемое превращенное линейное отображение. При этом каждой точке образующего объекта соответствует линия в следе. Это происходит при касательном перемещении образующего объекта относительно воспринимающего.
Какие повреждения могут быть источником информации о ДТП?
Повреждения как источник информации о дорожно-транспортном происшествии можно подразделить на три группы:
Первая группа — повреждения, образующиеся при взаимном внедрении двух или более транспортных средств в начальный момент взаимодействия. Это контактные деформации, изменение первоначальной формы отдельных деталей транспортных средств. Деформации занимают обычно значительную площадь и заметны при внешнем осмотре без применения технических средств. Наиболее распространенным случаем деформации является вмятина. Образуются вмятины в местах приложения усилий и, как правило, направлены внутрь детали (элемента).
Вторая группа — это разрывы, разрезы, пробои, царапины. Они характеризуются сквозным разрушением поверхности и концентрацией следообразующей силы на незначительной площади.
Третья группа повреждений — отпечатки, т. е. поверхностные отображения на следовоспринимающем участке поверхности одного транспортного средства выступающих деталей другого транспортного средства. Отпечатки представляют собой отслоения или наслоения вещества, которые могут быть взаимными: отслоение краски или иного вещества с одного объекта приводит к наслоению этого же вещества на другом.
Повреждения первой и второй групп всегда объемные, повреждения третьей группы — поверхностные.
Принято выделять также вторичные деформации, которые характеризуются отсутствием признаков непосредственного контактирования деталей и частей транспортных средств и являются следствием контактных деформаций. Детали изменяют свою форму под воздействием момента сил, возникающего в случае контактных деформаций по законам механики и сопротивления материалов.
Такие деформации располагаются на удалении от места непосредственного контакта. Повреждение лонжерона (лонжеронов) легкового автомобиля могут привести к перекосу всего кузова, т. е. образованию вторичных деформаций, появление которых зависит от интенсивности, направления, места приложения и величины усилия в процессе дорожно-транспортного происшествия. Вторичные деформации нередко ошибочно принимаются за контактные. Чтобы избежать этого, при осмотре транспортных средств в первую очередь следует выявить следы контактных деформаций и только после этого можно правильно распознать и выделить вторичные деформации.
Наиболее сложными повреждениями транспортного средства являются перекосы, характеризующиеся существенным изменением геометрических параметров каркаса кузова, кабины, платформы и коляски, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов и т. д.
Положение транспортных средств в момент удара при проведении транспортно-трасологической экспертизы, как правило, определяется в ходе следственного эксперимента по деформациям, возникшим в результате столкновения. Для этого поврежденные транспортные средства располагают как можно ближе друг к другу, стараясь при этом совместить участки, контактировавшие при ударе. Если это не удается сделать, то транспортные средства располагают таким образом, чтобы границы деформированных участков были расположены на одинаковых расстояниях друг от друга. Поскольку подобный эксперимент провести довольно сложно, то положение транспортных средств в момент удара чаще всего определяют графическим способом, вычерчивая в масштабе транспортные средства, и, нанеся на них поврежденные зоны, определяют угол столкновения между условными продольными осями транспортных средств. Особенно хороший результат дает этот метод при экспертизе встречных столкновений, когда контактирующие участки транспортных средств в процессе удара не имеют относительного перемещения.
Деформированные части транспортных средств, которыми они вошли в соприкосновение, дают возможность ориентировочно судить о взаимном расположении и механизме взаимодействия транспортных средств.
При наезде на пешехода характерными повреждениями транспортного средства являются деформированные части, которыми был нанесен удар — вмятины на капоте, крыльях, повреждения передних стоек кузова и ветрового стекла с наслоениями крови, волос, фрагментов одежды потерпевшего. Следы наслоения волокон ткани одежды на боковых частях транспортных средств позволят установить факт контактного взаимодействия транспортных средств с пешеходом при касательном ударе.
При опрокидывании транспортных средств характерными повреждениями являются деформации крыши, стоек кузова, кабины, капота, крыльев, дверей. Свидетельствуют о факте опрокидывания также следы трения о поверхность дороги (разрезы, трассы, отслоения краски).
Как проводится трасологическая экспертиза?
В общем случае рекомендуется следующая последовательность выявления повреждений и установления причин их возникновения:
- наружный осмотр транспортного средства, участвовавшего в ДТП
- фотографирование общего вида транспортного средства и его повреждений
- фиксация неисправностей, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия (трещин, изломов, обрывов, деформаций и т.д.)
- разборка агрегатов и узлов, их дефектовка для выявления скрытых повреждений (при возможности выполнения этих работ)
- установление причин возникновения обнаруженных повреждений на предмет соответствия их данному дорожно-транспортному происшествию
На что обратить внимание при осмотре транспортного средства?
При осмотре транспортного средства, участвовавшего в ДТП, фиксируются основные характеристики повреждений элементов кузова и оперения ТС:
- расположение, площадь, линейные размеры, объем и форма (позволяют выделить зоны локализации деформаций)
- вид образования повреждений и направление нанесения (позволяют выделить поверхности следовосприятия и следообразования, определить характер и направление движения транспортного средства, установить взаиморасположение транспортных средств)
- первичность или вторичность образования (позволяют отделить следы ремонтных воздействий от вновь образовавшихся следов, установить стадии контактирования, в целом совершить техническую реконструкцию процесса внедрения транспортных средств и образования повреждений)
Механизм столкновения транспортных средств характеризуется классификационными признаками, которые делятся трасологией на группы по следующим показателям:
- направлению движения: на продольные и перекрестные; характеру взаимного сближения: на встречные, попутные и поперечные
- относительному расположению продольных осей: на параллельные, перпендикулярные и косые
- характеру взаимодействия при ударе: на блокирующие, скользящие и касательные
- направлению удара относительно центра тяжести: центральные и эксцентричные
Более подробную бесплатную консультацию по транспортно-трасологической экспертизе можно получить по телефонам ООО НЭУ «СудЭксперт»
Экспертный отдел: (391) 216-50-60 Юридический отдел: (391) 216-50-60
sudexp.pro
Тема 1 (лекция 2 ч). Виды дтп и причины их возникновения. Взаимодействие
ч. 1 Тематика дополнительной подготовки пожарных, участвующихв ликвидации последствий ДТП
Тема 1 (лекция 2 ч). Виды ДТП и причины их возникновения. Взаимодействие служб, участвующих в работах по ликвидации последствий ДТП. Правовые основы ведения АСР при ДТПДинамика ДТП в России и людских потерь в них. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Характеристика возможной обстановки при дорожно-транспортных происшествиях. Реагирование на дорожно-транспортные происшествия. Следствено-оперативные действия на месте ДТП и ликвидация последствий ДТП.
Силы, привлекаемые для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Основные требования Примерного положения о взаимодействии органов управления и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России при ликвидации последствий ДТП. Управление ликвидацией последствий дорожно-транспортных происшествий. Нормативное правовое обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествии. Тема 2 (лекция 2 ч). Системы активной и пассивной безопасности автомобиля. Основные узлы и механизмы автомобиля, их характерные повреждения при ДТП
Общие понятия о системах безопасности автомобиля, их классификация и принцип действия. Влияние активной и пассивной систем безопасности автомобиля на уменьшение потерь.
Типовые повреждения автомобилей при лобовом (фронтальном) ударе, при боковом ударе, перевороте, при падении предметов на автомобиль и возможные их влияния на безопасность водителя и пассажиров. Новые технологии автомобилестроения, влияющие на технологию АСР при ДТП. Тема 3 (лекция 2 ч). Основные принципы и технологии ведения АСР при ликвидации последствий ДТП
Общие понятия и принципы ликвидации последствий ДТП. Роль и место проведения АСР при ликвидации последствий ДТП. Принципы проведения АСР. Основные операции, выполняемые в ходе ведения АСР. Содержание технологических карт по видам аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Нормативы выполнения основных операций.
Особенности проведения АСР при ликвидации последствий ДТП в темное время суток, на железнодорожном переезде, а также с участием автотранспорта, перевозящего АХОВ, радиоактивные вещества, пожаровзрывоопасные вещества. Тема 4 (лекция 2 ч). Назначение, основные технические характеристики аварийно-спасательного инструмента и оборудования, применяемых пожарными при ликвидации последствий ДТП. Возможная комплектация АСИ пожарных автомобилей
Три правила спасения пострадавших в результате ДТП. Технические средства, применяемые при проведении АСР. Возможность и целесообразность их использования при ликвидации последствий ДТП.
Назначение, состав, тактико-технические характеристики, устройство и возможности гидравлического аварийно-спасательного инструмента, применение которых возможно при ликвидации ДТП. Назначение, состав, тактико-технические характеристики, устройство и возможности прочих технических средств ведения АСР, применяемых при ликвидации последствий ДТП. Возможная комплектация АСИ пожарных автомобилей.
Тема 5 (семинар 2 ч ). Правила работы с АСИ и ухода за ним
Основные правила работы с АСИ. Правила работы с гидравлическим оборудованием. Правила работы с расширителям и резаками. Правила работы с пневматическим оборудованием. Общие требования нормативно-технических документов по уходу за аварийно-спасательными инструментами (приказы, ГОСТы, наставления, инструкции и др.). Возможные неисправности ГАСИ и порядок их устранения.
Тема 6 (практическое занятие 4 ч). Формирование первоначальных навыков в подготовке к работе и эксплуатации АСИ и оборудования, применяемых при ликвидации ДТППорядок подготовки инструментов и оборудования к работе и проверка их работоспособности. Меры безопасности при работе с АСИ и оборудованием. Практическое выполнение операций по: резке железных стержней, прутов и профилей; вскрытию дверей автомобиля; вырезанию боковины (организации третьей двери) автомобиля; удалению центральной стойки. Подготовка к работе, развертывание и практическая работа с АСИ, который может входить в комплект пожарной машины.
Тема 7 (лекция 2 ч). Вторичные поражающие факторы при ДТП, их классификация и способы устраненияОбщие сведения о вторичных поражающих факторах при ДТП. Классификация вторичных поражающих факторов при ДТП. Мероприятия по предотвращению воздействия вторичных поражающих факторов. Мероприятия по локализации и ликвидации возгораний ТС, утечек (пролива) или выбросов АХОВ, биологического заражения, радиоактивного загрязнения местности при ДТП.
Тема 8 (лекция 2 ч). Организация и технология выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП. Обязанности членов спасательной группы (пожарного расчета)Организация выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП. Обязанности членов спасательной группы (пожарного расчета) при ликвидации последствий ДТП. Отключение системы зажигания автомобиля. Мероприятия по стабилизации ТС. Средства, применяемые для стабилизации ТС и возможные места их установки. Мероприятия по отключению несработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности.
Тема 9 (лекция 2 ч). Порядок и последовательность выполнения работ при деблокировании и извлечении пострадавшего из автомобиля. Оказание ему первой помощиОсновные правила спасения пострадавших при ДТП. Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи. Операции, выполняемые в целях деблокирования и извлечения пострадавшего из ТС и последовательность их выполнения. Факторы, влияющие на направление извлечения пострадавших. Порядок и правила применения эвакуационных щитов для извлечения пострадавших. Мероприятия по оказанию пострадавшему первой помощи после извлечения.
Тема 10 (лекция 2 ч). Техника безопасности в ходе проведения АСР при ликвидации последствий ДТПОбщие требования безопасности при ведении АСР при ДТП. Правила поведения пожарных-спасателей в зоне проведения АСР. Причины и типичные травмы спасателей. Профилактика травматизма. Нормативные основы охраны труда пожарных-спасателей. Обязанности спасателей (членов пожарного расчета) по соблюдению мер безопасности при ведении АСР. Ответственность за нарушение мер безопасности при ведении АСР.
Тема 11 (практическое занятие 6 ч). Формирование практических навыков выполнения работ при деблокировании и извлечении пострадавшего из автомобиля. Оказание ему первой помощиЗанятие 1 (днем 3 ч)
Инструктаж по технике безопасности. Тренировка в практическом выполнении операций по: резке стоек автомобиля; надрезу крыши кузова автомобиля; откидыванию крыши автомобиля назад или вбок; полному удалению крыши; отжатию приборной панели автомобиля; расширению проемов в металлических конструкциях автомобиля; фиксации положения пострадавшего перед его извлечением из ТС; извлечению пострадавшего из ТС Тренировка в практическом выполнении операций по оказанию первой помощи пострадавшему: осмотр в салоне автомобиля; проведение сердечно-легочной реанимации; остановка кровотечения; иммобилизация травмированных частей тела и конечностей.
Занятие 2 (ночью 3 ч)
Выполнение операций по освещению места проведения АСР. Содержание остальных вопросов занятия №2 аналогичны содержанию занятия №1.
Тема 12 (практическое занятие 6 ч). Действия спасательной группы (пожарного расчета) в ходе проведения АСР при ликвидации последствий ДТПЗанятие 1 (днем 3 ч)
Действия пожарного расчета при получении сигнала о ДТП. Оповещение, сбор, проверка (погрузка при необходимости) АСИ и принадлежностей. Оценка обстановки по прибытию к месту работы. Действия номеров расчета при организации рабочих зон для проведения АСР ликвидации последствий ДТП. Практические действия номеров расчета по проведению АСР при ликвидации последствий ДТП.
Занятие 2 (ночью 3 ч)
Содержание занятия №1, с учетом особенностей действий ночью.
Тема 13 (контрольное занятие 4 ч). ЗачетСодержание занятий определяет руководитель в соответствии с тестовой программой контроля знаний пожарных, участвующих в ликвидации последствий ДТП. На контрольное занятие выносится не менее 3 вопросов. Теоретический вопрос по пройденным темам, практическое действие с АСИ, практическое действие по оказанию первой помощи пострадавшему.ч. 1
ansya.ru
Типовые повреждения автомобилей
Кузов
Кузов современных легковых автомобилей представляет собой сложную систему, рассчитанную с учётом требований в части жёсткости, вибрационных характеристик, эксплуатационной надёжности, ремонтопригодности и деформации кузова при аварии. Являясь в большинстве случаев несущим, кузов воспринимает нагрузки через тонкостенные элементы силового каркаса, а также внутренние и наружные панели. В нормальных условиях эксплуатации такие кузова надёжно служат 10-12 лет и более. Однако срок эксплуатации кузовов может значительно сократиться вследствие дорожно-транспортных происшествий и возникновения в кузовных элементах остаточной деформации при езде на повышенных скоростях по выбитым дорогам.
Лобовое столкновение
Наиболее разрушительные повреждения кузова происходят при лобовых столкновениях, при соударениях передней частью кузова под углом или сбоку (такие столкновения составляют 64% от общего количества столкновений).
Лобовые столкновения происходят между двумя движущимися во встречном направлении транспортными средствами. При этом скорость их сближения будет равна сумме скоростей обоих автомобилей. При таких столкновениях кузов автомобиля разрушается, и действующие при этом большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем смежным деталям каркаса кузова и особенно его силовым элементам.
Лобовое столкновение – одно из самых тяжелых ДТП. При этом происходит сильная деформация салона, а пассажиры получают тяжелые травмы. При столкновении транспортного средства (наезде на препятствие) кинетическая энергия автомобиля гасится в течении короткого промежутка времени, вследствие этого в месте контакта тел возникают мгновенные (ударные) силы, величина которых весьма значительна. Именно этим обстоятельством объясняется факт, что такого рода происшествия имеют гораздо более тяжкие последствия, чем другие виды ДТП.
dtprescue.ru
Вопрос 2. оценка последствий аварий на транспортных средствах. Основные технологии ведения ПСР при ДТП
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на автодорогах в результате аварий и катастроф ежегодно в мире погибает более 300 тыс человек получает ранения около 8 млн человек В США ежегодно в автокатастрофах погибают 55 тыс человек, увечья получают 2 млн. человек, материальные потери составляют 12-13 млрд долларов
В России ежегодно регистрируется более 160 тыс ЧС на автотранспорте, при этом погибают 30-35 тыс человек, становятся инвалидами 180-190 тыс человек, материальный ущерб составляет сотни миллиардов рублей
Мировая статистика последних лет свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа и тяжести последствий дорожно-транспортных ЧС
Основными причинами ЧС на автотранспорте являются столкновения (37,9%), наезды (37,1%), опрокидывания (16,1%), прочие (8,9%) В городах и населенных пунктах происходит 60%, а на автострадах - 40% аварий и катастроф, причем на автострадах автомобили чаще всего переворачиваются, в городах и населенных пунктах - сталкиваются Последствия ЧС на автострадах, как правило, тяжелее, чем в населенных пунктах и городах Максимум ЧС приходится на июль-сентябрь (пик - август), преимущественно на пятницу в период с 16 до 22 часов
Характерными особенностями ЧС на автотранспорте являются внезапность, практически мгновенная остановка транспортного средства, его деформация, заклинивание дверей В ряде случаев автомобильные аварии сопровождаются взрывами, пожарами, выбросами отравляющих веществ, попаданием автомобилей в пропасть, воду Нередки случаи попадания автотранспортных средств в лавины, селевые потоки, под снегопады и камнепады Эти ЧС отличаются тяжелыми и трагическими последствиями
Аварии на автотранспорте приводят к травмированию и гибели людей Типичными травмами автодорожных ЧС-следствием внезапного динамического удара, взрыва, пожара - являются ушибы, переломы костей, сотрясение головного мозга, повреждения внутренних органов, ожоги
Чрезвычайные ситуации на автотранспорте отличается многообразием причин возникновения, условий протекания и последствий.
Наиболее частыми из них являютсястолкновения (лобовые, боковые, касательные)
Лобовое столкновение происходит при встречном движении автомобилей Оно приводит к деформации передней (лобовой) части транспортного средства, резкой остановке движения, заклиниванию дверей прижатию (зажатию) людей в салоне или кабине, нарушению целости стекол. Степень деформации транспортного средства и уровень травмирования находящихся в кабине или салоне людей зависят от скорости движения и массы столкнувшихся автомобилей.
При лобовом столкновении двух легковых автомобилей, едущих со скоростью 60 км/ч, возникает деформация передней части водителя придавливает к рулевому колесу, а пассажиров - к элементам салона Длина автомобиля уменьшается на 0,5 м Увеличение скорости до 120 км/ч приводит к деформации практически всех узлов автомобиля, зажатию людей в салоне.
Боковое столкновение является следствием удара лобовой части одного автомобиля в боковую сторону другого Результат этого - деформация дверей и кузова, зажатие людей. Иногда автомобиль, получивший боковой удар, опрокидывается. Наиболее опасно боковое столкновение для людей, находящихся с той стороны салона, в которую пришелся удар.
Касательное столкновение возникает при встречном движении или при движении в одном направлении. Автомобили сталкиваются боковыми поверхностями. При этом травмируются люди, деформируются соприкасающиеся боковые поверхности машин.
Наезд совершается на неподвижные (столб, дерево, стена, забор, автомобиль) или движущиеся (автомобиль, поезд, трамвай, трактор, велосипед) предметы. Он характеризуется резкой остановкой автомобиля, возникновением динамического удара большой силы, что приводит к деформации передней части, травмированию людей в салоне и кабине.
Рис. __. Лобовое столкновение Рис. __. Касательное столкновение
Рис. ___. Боковое столкновение Рис. __. Опрокидывание
В ряде случаев причиной ЧС является наезд поезда, трамвая, троллейбуса на автомобиль. Эти аварии сопровождаются особенно тяжелыми травмами и гибелью людей.
Опрокидывание - одна из очень часто встречающихся ЧС на автотранспорте. Возникает в результате бокового удара, резкого поворота, попадания автомобиля на наклонную крутую поверхность дорожной насыпи (обочины). Опрокидывание вызывает падение автомобиля на бок или на крышу. Особенно опасно, когда автомобиль переворачивается несколько раз. Это приводит к значительной деформации корпуса, крыши, зажатию людей в салоне, их выпадению и прижатию к земле, разливу топлива .взрыву, пожару.
Рис ___. Тушение пожара на автотранспорте
Угрожающие размеры принимают аварии и катастрофы с участием специального автотранспорта, перевозящего яды, радиационно-опасные, пожаро- и взрывоопасные продукты. Особенность таких аварий и катастроф заключается в том, что наряду с травмированием и гибелью людей после выбросов, разливов и взрывов подвергается заражению окружающая природная среда.
Для проведения ПСР при ликвидации последствий ЧС на автотранспорте у спасателей должны быть средства пожаротушения, инструменты, приспособления, машины для подъема, кантования и перемещения тяжелых предметов, резки разнопрофильного металла, разжима конструкций, средства поиска пострадавших и автотранспорта освещения связи защиты оказания первой медицинской помощи пострадавшим их эвакуации жизнеобеспечения работы под водой сбора и обеззараживания опасных веществ В ряде случаев работы могут проводиться с использованием альпинистского снаряжения.
Как правило автомобильные ЧС происходят на дорогах или в непосредственной близости от них Это обеспечивает возможность быстрого прибытия спасателей и специальной техники непосредственно к месту работ и оперативного их проведения Исключение составляют те случаи когда транспортные средства попадают в снежную лавину селевой поток камнепад обвал снежный занос а также при возникновении на дороге автомобильных пробок.
Извлечение пострадавших из салона автомобиля
При авариях люди часто не могут покинуть салон или кабину автомобиля Они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел стоикам и перегородкам
В подобных случаях вначале помощь оказывается тем пострадавшим которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне автомобиля Они могут покинуть его через незастекленные оконные проемы люки двери самостоятельно или с помощью спасателей Затем спасатели приступают к освобождению людей зажатых в транспортном средстве В зависимости от ситуации осуществляется отгибание листового и разно-профильнбго металла перекусывание стоек перегородок сидении Проделываются отверстия в корпусе крыше днище в отдельных случаях крыша снимается полностью Эти работы выполняются с помощью механизированных инструментов а при их отсутстви используются лом кувалда топор разжим съемник а также подручные средства - кусок трубы, камень.
megaobuchalka.ru
их характеристика, причины возникновения, понятие
Происшествия и аварии, к сожалению, случаются в наше время очень часто. Это происходит из-за большого числа автомобилей, неопытности водителей, внешних причин и других факторов. Поэтому сегодня мы поговорим про понятие, анализ, классификацию, основные и иные виды ДТП на автомобильном транспорте, их характеристику, причины возникновения, последствия и виды ответственности.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.
Или позвоните нам по телефонам:
8 (499) 938-41-08 (Москва)8 (812) 425-13-46 (Санкт-Петербург) 8 (800) 350-10-58 (федеральный номер, звонок бесплатный для всех регионов России) Это быстро и бесплатно!
Традиционное деление ДТП по видам
Итак, на сколько видов подразделяются ДТП и как их классифицируют? Различают следующие виды ДТП.
3 главных фактора ДТП
Столкновение
Этот вид ДТП, столкновение, один из распространенных случаев аварий. Механическое транспортное средство при таком ДТП сталкивается с другим МТС, с животным или с железнодорожным транспортом.
Столкновения двух МТС бывают следующими.
- Лобовые.
- Задние.
- Боковые.
- Касательные.
Важно знать:
При этом:
- В столкновениях с железнодорожным транспортом в подавляющем большинстве виноват водитель автомобиля. Такие аварии почти всегда бывают с летальными исходами, ведь машинист не имеет возможности остановить состав.
- Столкновения с животными чаще всего происходит за городом в темное время. В этих авариях машина может получить сильнейшие повреждения, иногда невосстановимые.
Более подробно о классических видах ДТП расскажет специалист в данном видео:
Наезд
В зависимости от объекта бывает следующих видов.
- На пешехода. Транспортное средство, находящееся в движении, наезжает на человека на проезжей части или тротуаре.
- На препятствие. При этом столкновение происходит с неподвижным предметом.
- На велосипедиста.
- На стоящее МТС.
- На гужевой транспорт. Автомобиль наехал на упряжное животное или на его повозку.
Наезды случаются по невнимательности как водителей, так и пешеходов и велосипедистов. Ухудшается ситуация с наездами в условиях плохой видимости.
Теперь погорим про опрокидывание как вид ДТП.
Опрокидывание
Чаще бывает на загородных трассах, где разрешена высокая скорость движения. Эти аварии непредсказуемые. У пассажиров, в особенности непристегнутых, в результате удара машины могут быть сильные травмы, вплоть до летальных.
К тому же, возможно возгорание автомобиля. Урон от таких аварий значительный, часто машина уже не подлежит восстановлению.
О причинах образования разных видов ДТП расскажет специалист в видео ниже:
Падение
Падение с путепроводов и мостов происходит в результате форс-мажора, и в результате того, что водитель не справляется с управлением. Как правило, водитель совершает ДТП в нетрезвом виде (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). В таких авариях, даже при падениях с небольших высот, редко остаются в живых. Эти ДТП характеризуются тяжелыми последствиями, потому что погибнуть могут и случайные люди, оказавшие в месте падения.
Падение грузов может стать причиной серьезных ДТП. Грузы, которые плохо закреплены, представляют угрозу безопасности дорожного движения. Особое коварство являет внезапность ситуации. Груз падает с машины, едущей впереди, а водитель автомобиля, следующего сзади, просто не успевает среагировать.
Про виды травм и повреждений автомобиля при ДТП и подробную классификацию читайте ниже. Про виды топографического анализа ДТП мы рассказывали отдельно.
Статистика по разным видам ДТП
Классификация по тяжести последствий
Существует классификация ДТП по тяжести последствий.
- Со смертельным исходом.
- С получением телесных повреждений. Это могут быть легкие повреждения с кратковременным расстройством здоровья и потерей трудоспособности. Средние повреждения не представляют опасность для жизни, но влекут долгое расстройство здоровья. Тяжкие последствия — это значительная и стойкая потеря трудоспособности, они бывают опасными для жизни.
- С причинением материального ущерба. Материальный ущерб может быть крупным. Это касается тех случаев, когда транспортное средство или груз уничтожены или существенно повреждены.
О том, что делать в каждом конкретном случае ДТП, мы рассказывали ранее.
Еще больше полезной информации о видах ДТП и советы о том, как не стать участником аварии, представлены в таком видео:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:8 (499) 938-41-08 (Москва)8 (812) 425-13-46 (Санкт-Петербург) 8 (800) 350-10-58 (федеральный номер, звонок бесплатный для всех регионов России)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях:Вконтакте
Одноклассники
Google+
И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.uriston.com